О Православном понимании Апокатáстасиса
в связи с появившимися недавно молитвами о некрещенноумерших младенцах
4. Существует ли естество помимо энергий, без движения?
Преп. Анастасий Синаит: «Как говорит святой Григорий Нисский, действие есть сила и движение каждой сущности [т. е природы], которых лишено только небытие. <…> Когда оно [действие естества] прекращается, то вместе с ним разрушается и гибнет природа» (Преп. Анастасий Синаит. Путеводитель. Гл. 2, раздел 4. Избр. тв. М. Паломник, Сибирская благозвонница. 2003. С. 234). Преп. Иоанн Дамаскин: «Энергия есть естественная каждой сущности и сила, и движение… ибо невозможно, чтобы сущность была лишена естественной деятельности» (Точное излож. правосл. веры. Кн. 2, гл. 23 (37). Об энергии. С. 101 (173 по нижней пагинации)). Вот почему после Воскресения не могут исчезнуть, прекратить действовать силы грешников, неотъемлемые от природы каждого рода тварей. Но все силы естества людей станут после Воскресения «страдательными», т.е. воспринимающими воздействие Бога, когда станет Бог всё во всём (1 Кор. 15, 28). Православные же Святые, добровольно отвергаясь себя, во время земной жизни обретают во Христовой благодати превышеестественное успокоение своих ставших страдательными природных сил, и после смерти пребывают вечно в покое своих сил, и по Воскресении будут безконечно совершенствоваться в обóжении, пребывая во всё возрастающем блаженстве с Богом (об этом подробнее см. в гл. 20). Без учета сказанного не сможем далее уразуметь, что будет в вечности с умершими во младенчестве и с погибшими в утробе.
5. Какие энергии души присущи человеческому естеству?
Душа имеет, кроме разумных, духовных сил, — еще и силы, «общие», как говорит Преп. Иоанн Дамаскин, с «безсловесными существами», т.е. с неразумными животными (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Т.ж. Кн. 2, гл. 12. С. 82 (154 ниж. пагин.) — 84 (156)). Свт. Игнатий (Брянчанинов): «душе свойственны желание или воля, и энергия или естественный гнев, не переходящий в раздражительность. Эти свойства видим и в животных» (Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. Тв. Т. 4. М. Сретенский монастырь. 1997. С. 392). Отцы учат, что существуют также страдательные силы естества, т.е. воспринимающие воздействие при подверженности воздействию (см. гл. 20).
6. Будут ли возстановлены общие с животными энергии падших душ человеческих?
Преп. Максим Исповедник: «мир, подобно человеку, умрет в своей явленности и снова во мгновении ока восстанет юным из одряхлевшего при чаемом нами Воскресении. Тогда и человек, как часть с целым и как малое с великим, совоскреснет с миром, получив обратно силу непреходящего нетления» (Преп. Максим Исповедник. Мистагогия, 7. Избр. тв. М. Паломник. 2004. С. 229). Богоносные Отцы учат, что лично каждый из людей воскреснет, а умершие животные в своих ипостасях не воскреснут и не будут возсозданы. Но естество их тел и душ (которое из земли было создано) — возстановлено будет, как они были созданы, и облечено новой славой нетленности и безсмертия в иных, новых ипостасях. Итак, души животных с присущими им энергиями будут возсозданы. Такие же безловесные, неразумные силы, общие у человека со скотами, если они будут возстановлены в животных (в естестве биологического вида, а не в особях, навсегда утративших со смертью свое бытие), — тем более должны быть возстановлены и в людях. Ибо человек без общего в нем с животными — тоже не истинный человек, как он был создан Богом. О Всеобщем Возстановлении, Апокатáстасисе природы живой и неживой учит Св. Апостол Павел: тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы сынов Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно (с нами) стенает и мучится даже доныне (Рим. 8, 21 — 22). Если природа зверей и камней будет возстановлена, то разве можно предположить, что высшая по отношению к камням и зверям природа поврежденных душ человеческих не будет возстановлена?