Каноны Церкви – это Богоустановленное выражение и применение к жизни Божественных догматов. Каноном 6 Неокесарийского собора подтверждается догматическое исповедание Церкви, что плод и мать – суть разные личности: у плода своё тело, состоящее из клеток не только матери, но и отца, своя собственная душа, – и поэтому между плодом и беременной, принимающей Крещение, не может быть никакого общения в Таинстве Крещения. А значит, у плода с беременной невозможно общение и в других Таинствах. Если бы Причастие преподавалось не только жене, но и плоду, – то священник перед Чашей так бы и говорил, что причащается не одна раба Божия, а двое рабов Божиих.
{jcomments on}Если бы естество носящей во чреве сообщало благодать и во чреве сущему, – то от крещёных рождались бы крещёные, от причастников – причастники. Тогда и действие, и присутствие духов падших обязательно передавалось бы по естеству, и от мусульман рождались бы мусульмане, а от бесноватых – бесноватые. Но тогда Причастие – при недостойном причащении матери, за этот её грех, – было бы в муку вечную и младенцу во чреве. Но, по учению Церкви, нет никаких вечных мук детям за грехи родителей: сын не понесёт вины отца, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся (Иезек. 18,19 – 20).
Если бы Сам Бог, независимо от духовного состояния матери, во чреве приносимых к Чаше удостаивал Причастия Себе, – то кто и что могло бы разлучить со Христом младенца, умершего в утробе? – Ясно, никто и ничто. И умершие в утробе после Причастия – должны были бы наследовать Небесные обители. Но Церковь учит, что умершие в утробе не наследуют Царствия.
Точно так же если бы во чреве – якобы при достойном причащении матери – было возможно Причащение некрещёных, то, даже раз причастившись Христу, не имеющий личных грехов младенец, если умрёт во чреве, уже навеки останется со Христом и будет во Царствии Небесном. Но Церковь учит, что некрещёные, – не могут быть со Христом ни на земле, ни во Царствии Небесном. Доказано это святыми отцами, и выше (разд. 1 и 2) уже приведены эти ясные доводы Григория Богослова; также и Златоуст подробно объясняет это. И Святитель Григорий Нисский в работе «О младенцах, преждевременно похищаемых смертию» прямо говорит о невозможности быть со Христом (ни на земле, ни во Царствии Небесном) умершим прежде Крещения младенцам по причине их «слепоты» и «болезни неведения» Бога. По контексту ясно: для во чреве погибшего, «у кого болезнь неведения, подобно некоему гною, служит препятствием к приобщению истинного света, для того необходимым последствием бывает не иметь части в том [Небесном Царствии], приобщение чего называем жизнью [вечной] для приобщающегося» (М., 1862, с. 342 – 343; PG. Т. 40, С 4. См.: Архим. Лазарь. Грех Адамов. Изд-во им. Свт. Игнатия Ставроп. М., 2001, с. 131).