About Lexicon

A feature rich and highly configurable, professional Joomla theme.

5. Есть ли такое Лицо в Троице, Которое по Божеству может быть описуемым, то есть изображенным на иконе?

Преподобный Иоанн Дамаскин: «кто может сделать себе подобие невидимого и безтелесного, и неописуемого, и не имеющего формы Бога? Поэтому изображать Божество – дело крайнего безумия и нечестия. Поэтому в Ветхом Завете не было практикуемо употребление икон. А так как Бог [Сын]… по-истине сделался человеком ради нашего спасения, не так, как [Он же, Сын] явился Аврааму в виде человека и не – как пророкам… и все случилось по-истине и было видимо людьми, было записано и…Отцы усмотрели, чтоб это… было рисуемо на иконах» (Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 16. М. – Ростов-на-Дону. 1992 (репринт изд-я: СПб. Изд-е И.Л.Тузова. 1894). С. 216 – 217). «Линия – длина, не имеющая широты, заключенная между двумя точками; от нее получает начало начертание. Фигура же состоит по меньшей мере из трех линий; из нее составляется тело, образуемое из различных фигур и ограниченное пространством. Итак, неописуемое чуждо всего этого и не имеет отношения даже к точке, тем более – к фигуре, пространству и телу» (Третье опровержение иконоборцев. Гл. 1, 30. \\ Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. Краснодар. Текст. 2006. С. 142). «Свойства Божества: неописуемость, безтелесность, отсутствие наружного вида и формы. Свойство же человечества: описуемость, осязаемость, измеряемость троякого вида. Если же Христос состоит из двух естеств, то, конечно, Он и неописуем, и описуем» (Гл. 1, 4. \\ Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. Краснодар. Текст. 2006. С. 133). «Поскольку Христос происходит из неописуемого Отца, Он, будучи неописуем, не может иметь искусственного изображения. В самом деле, какому равному образу могло быть уподоблено Божество, изображение которого в боговдохновенном Писании совершенно запрещено? Поскольку же Христос рожден от описуемой Матери, естественно он имеет изображение, соответствующее материнскому образу» (Гл. 2, 3. \\ Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. Краснодар. Текст. 2006. С 153). «Христос – не простой человек, но сделавшийся человеком Бог, описуемый по телесному виду, так как Он был в подобии человека, но остающийся неописуемым по Божественной сущности, так как, вместе с Отцем и Духом Святым, Он не подобен всем. Затем, каким образом Христос окажется на самом деле Словом Домостроительства, если Он в отличие от Отца и Духа, не может [якобы] быть изображаем по телесному виду [как мнят иконоборцы]?» (Против иконоборцев семь глав. Гл.1. \\ Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. Краснодар. Текст. 2006. С. 168).

 

Преподобный Феодор Студит: «без сомнения, будучи образом Божиим (Фил. 2, 6 – 7), Он [Ипостась Бога Слова вне воплощения] не изображается, потому что Божество непостижимо; а как принявший образ раба, Он [как воплотившийся Сын Человеческий] изображается» (Преподобный Феодор Студит. Письма. Письмо 532. \\ Тв. в 3 тт. Т. 3. М. Сибирская благовонница. 2012. С. 634), «ибо не имеющий внешнего образа», «безвидный Образ ипостаси Отца (Евр.1, 3) принял наш вид» (Письмо 496. С. 586); «по неописуемости Он – один из Святой Троицы, а по описуемости – один из нас» (Письмо 463. С. 536). «Так как Христос есть совершенный человек, не имеющий недостатка ни в чем, свойственном людям, то Ему свойственно и быть изображаемым на иконе, подобно всякому человеку; между тем Он же неописуем – как совершенный Бог» (Письмо 408. С. 467). «Как по Отцу Он неописуем, так по Матери описуем, то есть может быть изображаемым на иконе, подобно Матери… Как по описуемости Он не имеет никакого общения с [неописуемым] Отцом, но с Матерью, так по неописуемости, обратно, у Него общение с Родителем, а не с Родительницею» (Письмо 64. С. 172). «…Когда [во времена до Нового Завета] Бог был безплотен, нельзя было изображать Бога, потому что сказано: Бога не видел никто никогда (Ин. 1, 18; 1 Ин. 4, 12). И тот, кто делает это, идолопоклонник. Когда же [во время Новго Завета] Бог Слово сделался плотью, уподобившись нам во всем, тогда Он описывается, то есть подобно нам изображается» (Письмо 437. С. 502), «оставаясь неописуемым как Бог, заключающий в одном Лице и все Отеческие свойства [в том числе неописуемость, то есть неизобразимость Отца]» (Письмо 538. С. 644).

 

Златоуст, толкуя образ Ветхого денми у Даниила, говорит: «Не разумей здесь, возлюбленный, ничего телесного, и не думай, что безпредельный Бог объемлется престолом. <…> И власы Его аки волна чиста… Видишь ли здесь образ государства и народа? <…> Как называется Ветхим денми Тот, Кто существует прежде всех веков? Как Он может быть ветхим? <…> Как могла быть одежда у Безпредельнаго и Безтелеснаго? <…> В каком смысле ты разумеешь волосы у Отца и прочее, в таком разумей и это. <…> …ты не думай о Сыне ничего человеческаго, или низкаго. Как, видя Ветхаго денми, ты не разумеешь старца, так понимай и прочее. <…> Конечно, смущало его то, что он созерцал. Он первый и один видел Отца и Сына как бы в видении» (Толкование на Кн. Пророка Даниила. \\ ПСТ. Т. 6. М. Радонеж. 2005 (репринт изд-я СПб. Дух. Академии. 1900). С. 529 – 531).

 

«Святейший патриарх Тарасий сказал: «Отец наш святый Герман говорит согласно с бывшими прежде него святыми отцами» (Деяния Всел. Соборов. Т. 4. СПб. 2008 (репринт изд-я Каз. Дух. Академии, 1908. С. 465) в «Послании святаго Германа, архиепископа константинопольского к Фоме, епископу клавдиопольскому»: «…как иудеи, так и приверженцы идолопочитания» имеют «целью только одно»: «божественное естество всячески унизить или ограничением всевидящего Промысла каким-либо пространством, или представлением его в телесных образах» (Там же. С. 467). Сын «принимает поклонение в духе и истине, даровав нам чрез Себя доступ к Отцу, с Которым Ему и воздается поклонение» (Там же. С. 470).